БАБЕЗИОЗ (ПИРОПЛАЗМОЗ)

Уважаемые владельцы собак! В весенне-осенний период Вашего питомца подстерегает опасное заболевание — пироплазмоз (бабезиоз). Возбудитель данного заболевания — одноклеточный кровепаразит рода Babesia, переносчиком которого являются клещи.

Распространен пироплазмоз (бабезиоз) собак повсеместно. Протекает болезнь сверхостро, остро и хронически. При сверхостром течении болезни собаки гибнут без проявления клинических признаков.

Острое течение сопровождается повышением температуры тела до 41—42 Сº, удерживающееся в течении 2—3 дней. У животного учащается пульс и дыхание. Собака отказывается принимать пищу, становится вялой. Слизистые оболочки ротовой полости и глаз становятся бледными. с желтушным оттенком. На 2—3 сутки моча приобретает красноватый или кофейный оттенок. Больные собаки с трудом передвигаются, особенно ослабевают задние конечности.

При несвоевременном обращении к ветеринарному врачу животные гибнут на 3—5 день болезни!

Хроническое течение регистрируется у собак, ранее переболевших пироплазмозом, а также у животных с повышенной резистентностью организма. У больных животных также отмечается повышение температуры до 40—41 Сº в первые дни болезни. Далее температура снижается до нормы (в среднем, 38—39 Сº). Затем в некоторых случаях может наступать клиническое выздоровление, но собака остается носителем бабезий (латентное течение бабезиоза). Примерно у половины таких носителей в дальнейшем развивается аутоиммунная анемия или тяжелое фатальное поражение почек. У некоторых животных возможно развитие заболевания в острый бабезиоз. Установить латентное течение бабезиоза можно только молекулярными методами (ПЦР**).

Инкубационный период заболевания, т.е. время, которое проходит от момента попадания пироплазм в кровь собаки до появления первых признаков заболевания, составляет 6-10 суток, иногда 20-30 суток. Щенки и старые собаки болеют особенно тяжело.

По данным наших исследований, в сезон паразитирования иксодовых клещей (апрель – июнь и сентябрь – ноябрь) пироплазмозам поражены до 35% животных, поступающих на приём!

Хочется отметить, что из переболевших в этом сезоне собак не меньше половины животных были заражены в пределах г. Шахты. Поэтому, даже если вы не вывозите собаку из города, предохраняйте её от клещей во время сезона их активности.
В зимние месяцы у собак встречаются единичные случаи пироплазмоза, что связано с обострением его хронического течения или нападением клещей на животных при повышении температуры воздуха. В редких случаях является возможным механическое перенесение возбудителя посредством шприцев или при переливании крови.
Инкубационный период при естественном заражении составляет от 10 дней до 3 недель.

В любом случае надо помнить: пироплазмоз, если не лечить животное, заканчивается смертельным исходом, поэтому при малейшем подозрении на заболевание немедленно обращайтесь к врачу!

И еще одна вещь, о которой необходимо помнить: всегда легче профилактировать болезнь, чем лечить её. Пироплазмоз – заболевание очень тяжелое, и даже при благоприятном исходе дает осложнение на печень и почки, что приводит к дальнейшим расстройствам их функции в течение всей жизни собаки. Поэтому в течение апреля – июня и сентября – ноября, а нашей зоне и в декабре обязательно обрабатывайте своего питомца противоклещевыми препаратами. Мы рекомендуем в качестве профилактики обработку препаратам “Фронтлайн”, как одним из наиболее эффективных средств.

Фронтлайн (Рон-Мернье,Франция), Капли для собак на 2-10,10-20,20-40 и 40-60 кг веса. Отпугивают клещей в течение месяца,блох-до 3 месяцев. Наносятся на кожу в области холки, можно в несколько точек вдоль позвоночника, но чтобы животное не достало.

Спрей на 100 мл-для кошек и мелких собак,на 250 мл-на средних и крупных.

Серия “Больфо” (Байер,Германия). Пудра.Втирается лёгкими движениями против роста шерсти по всему телу.Обраьатывть раз в неделю, Аэрозоль.Опрыскивать туловище в течение нескольких секунд против роста шерсти до лёгкого увлажнения 1-2 раза в неделю., Ошейник. Длиной 66 см и 35 см в зависимости от размеров собаки.От блох -до 5 месяцев,от клещей-до 2,5 месяцев.

Ошейник “Килтикс”. Последняя разработка фирмы Байер. Длиной 66 см ,48 см и 35см. Действует от клещей в течение 7 месяцев.

Ошейник “Скалибор”. Препарат фирмы Интервет. Выпускают ошейники длинной 48 см и 65 см. Обеспечиает защиту от клещей в течение 6 месяцев.

В последнее время на рынке ветеринарных препаратов появились вакцины против пироплазмоза (бабезиоза) собак – Пиродог (Merial, Франция) и Нобивак Piro (Intervet, Нидерланды). Прививаются клинически здоровые животные начиная с 5 месячного возраста (Пиродог) или 6 месячного возраста (Нобивак Piro), 2-жды с интервалом в 3-4 недели, не позже чем за месяц до начала сезона активности клещей. Последующая вакцинация каждые 6 месяцев перед началом сезона активности клещей. Важно!!! При этом нужно знать, что вакцины не гарантируют, что собака не заболеет в случае заражения. Привитые собаки могут болеть пироплазмозом (бабезиозом), однако клинические проявления у них менее выражены и значительно снижается риск необратимых поражений почек и печени.

В Ростовской области носительство и латентное течение бабезиоза отмечено у 15% собак. Учитывая крайне неблагоприятную обстановку по бабезиозу в Ростовской области и высокий риск латентного, т.е. скрытого, и хронического протекания заболевания у собак мы рекомендуем диспансерные* исследования собак на бабезиоз методом ПЦР**. Делать это надо 2 раза в год после окончания сезона активности иксодовых клещей (в июне и в декабре).

* Диспансеризация – это система мероприятий, осуществляемых лечебными учреждениями в целях своевременной диагностики и профилактики заболеваний. Включает в себя лабораторные и инструментальные методы исследования, позволяющий составить полную картину состояния здоровья пациента и выявить различные заболевания на ранних этапах. Помимо исследования на бабезиоз, рекомендуется так же исследование на неоспороз и токсоплазмоз, для собак старше 7 лет — биохимический анализ крови (определение функционального состояния внутренних органов), ЭКГ, рентгенография грудной клетки, УЗИ органов брюшной полости.

** ПЦР — полимеразная цепная реакция, метод молекулярной биологии, позволяющий выявлять малые концентрации определенных фрагментов нуклеиновых кислот (ДНК) в биологическом материале (пробе). ПЦР имеет такие преимущества, как высокая степень чувствительности и специфичность достигающая 100%.

Здоровья вашим питомцам!!!

Коллектив ветеринарной клиники «Вита»